Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Сайт выполнен в рамках проекта РФФИ 18-012-00158 "Максим Горький как мировое явление"

Превосходная должность -
быть на земле человеком!..

Ну, да - порою бывает трудно,
вся грудь нальется жгучей ненавистью
и тоска жадно сосет кровь сердца,
но это - не навсегда дано,
да ведь и солнцу часто
очень грустно смотреть на людей:
так много потрудилось оно для них,
а - не удались людишки...

Из рассказа "Рождение человека"

Главная / М. Горький и мир / Ариас-Вихиль М.А. Горький в Сорренто (новые материалы Архива А.М. Горького)

Ариас-Вихиль М.А. Горький в Сорренто (новые материалы Архива А.М. Горького)


Ариас-Вихиль М.А. Горький в Сорренто (новые материалы Архива А.М. Горького)
Горький в Сорренто: проблемы восприятия пьесы «Фальшивая монета» в Италии (новые материалы Архива А.М. Горького) Второй период пребывания Горького в Италии (1924–1933) связан в основном с его работой над повестью «Дело Артамоновых», пьесой «Фальшивая монета» и романом «большой формы» «Жизнь Клима Самгина». В своих ин8 тервью итальянской прессе в этот период писатель делится своими творческими замыслами, подробно освещает этапы работы над романом «Жизнь Клима Самгина», который больше известен итальянским современникам Горького под названиями «Исследователь» и «Сорок лет». В центре внимания итальянской публики и критики оказалась пьеса «Фальшивая монета», которая была поставлена режиссером и актрисой Татьяны Павловой, эмигрировавшей в Италию в 1921 г. совместно с режиссером C. Стренковским. Премьера состоялась в старейшем римском театре Валле 18 января 1928 г. Хотя в целом спектакль имел успех, реакция критики и зрителей не была однозначной. Отмечалась безукоризненная игра актеров под руководством русских режиссеров, однако смысл пьесы и ее суть не были поняты итальянской публикой, сравнивавшей ее с пьесой «На дне», которая была уже хорошо известна в Италии и ставилась лучшими итальянскими труппами. Полемика, развернувшаяся в итальянской критике в связи с этой пьесой, свидетельствует о глубоком интересе к театру «новой драмы» и своеобразию творчества Горького, который воспринимался в Италии как преемник А.П. Чехова. Эта постановка, как и постановка пьесы «На дне», осуществленная в 1926–1927 гг. Татьяной Павловой в сотрудничестве с Горьким, поддерживали большой интерес к творчеству Горького в соррентийский период и вызвали большое количество интерпретаций.