Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Сайт выполнен в рамках проекта РФФИ 18-012-00158 "Максим Горький как мировое явление"

Превосходная должность -
быть на земле человеком!..

Ну, да - порою бывает трудно,
вся грудь нальется жгучей ненавистью
и тоска жадно сосет кровь сердца,
но это - не навсегда дано,
да ведь и солнцу часто
очень грустно смотреть на людей:
так много потрудилось оно для них,
а - не удались людишки...

Из рассказа "Рождение человека"

Главная / Горький и искусство / Мать (фильм, 1926)

Мать (фильм, 1926)

Мать (фильм, 1926)
«Мать» — художественный фильм, поставленный в 1926 году режиссёром Всеволодом Пудовкиным по сценарию Натана Зархи. Сюжет фильма заимствован из романа А. М. Горького «Мать».

Сюжет

Действие фильма начинается со сцены ссоры в семье Власовых. Тем самым уже изначально сталкиваются в контрдействии сын-революционер Павел Власов и его отец, пьяница и черносотенец, который, в конечном счёте, и погибает в одной из инсценированных черносотенцами драк. Павел Власов же продолжает заниматься революционной деятельностью, в связи с чем он вынужден прятать у себя дома оружие. Что его и погубило, так как мать, при очередном обыске, выдала место нахождения запрещённого оружия в надежде, что это поможет сыну избежать тюрьмы. Однако уже в следующем эпизоде — сцена суда — Ниловна прозревает, что её обманули, и становится на путь революции. Павла Власова же осуждают и заключают в тюрьму, где он не намерен долго оставаться. Власов начинает готовиться к побегу, который должен состояться во время Первомайской демонстрации. Побег был успешен. Павел Власов присоединяется к митингующей толпе, где он находит свою мать. Однако новость о демонстрации уже доведена до сведения властей, которые высылают на её разгон отряд конной полиции. В результате перестрелки Павел Власов погибает в объятиях матери, а она, потеряв сына, берёт в руки древко с Красным Знаменем и, с гордо поднятой головой, погибает под копытами жандармских коней.

Технические данные

    Чёрно-белый, немой.
    Премьера в СССР 15 марта 1927 года.

В ролях

    Вера Барановская — Ниловна, мать
    Николай Баталов — Павел Власов
    Александр Чистяков — Власов-отец
    Иван Коваль-Самборский — Весовщиков, молодой рабочий
    Всеволод Пудовкин — офицер полиции
    Иван Бобров — молодой арестант
    Александр Громов — революционер
    Владимир Уральский — студент
    Н. Видонов — рабочий
    Анна Земцова — Анна, курсистка
    Фёдор Иванов — надзиратель тюрьмы
    Василий Савицкий — приказчик-черносотенец
    Вячеслав Новиков — рабочий (нет в титрах)
    П. Полторацкий — судья (нет в титрах)

    В 1927 году копию фильма доставили в Сорренто к Горькому. Анастасия Цветаева описала в рассказе «Поездка к Горькому» закрытый просмотр фильма на котором присутствовали: М. Горький, его сын Максим, советский посол, литератор-розенкрейцер Б. М. Зубакин и представители фашистской администрации в Сорренто[1].
    По проведённому опросу критиков мира в рамках Всемирной выставки в Брюсселе (1958) фильм назван восьмым, а режиссёр В. Пудовкин — десятым в числе лучших за всю историю кино.
    По итогам голосования молодых кинорежиссёров в рамках Всемирной выставки в Брюсселе (1958) фильм назван в числе шести лучших фильмов всех времён и народов.
    Фильм назван третьим по итогам опроса киноведов мира, проведённого итальянским издательством «А.Мондадори» в Милане по выявлению ста лучших фильмов в истории киноискусства (1978).
    Первая роль в кино Александра Чистякова — Чемпиона России по метанию молота.
    Одно время на студии было даже намерение дать фильму другое название — «Отец». По ходу сценария в этом варианте Ниловна становилась жертвой шальной пули в кабаке, а весь сложный процесс перестройки сознания и прихода к революции «передавался» Власову-отцу.

Первоначально предполагалось, что Ниловну будет играть Мария Блюменталь-Тамарина. В беседе с корреспондентом газеты «Кино» Дуглас Фэрбенкс заявил, что после «Потёмкина» он «боялся смотреть советские картины, думал, что „Потёмкин“ единичен, но теперь убедился, что СССР может ставить исключительные фильмы и что „Мать“ кинематографически стои́т страшно высоко»

Источник  Википедия